ПОРТУГАЛЬСКАЯ И ИСПАНСКАЯ ШКОЛА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

 

 

ИСПАНСКАЯ  И ПОРТУГАЛЬСКАЯ ШКОЛА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА

 

Менее самостоятельно по сравнению с Италией искусство Испании, относящейся к второстепен­ным музыкально-европейским странам. В испанской музыкальной жизни народная песнь играет не меньшую роль, чем в итальянской. Испанские певицы соперничали в эпоху Возрождения с итальянскими, испанские композиторы XVI и XVII столетий являются теперь предметом внимательного изучения музыкальной науки. В XVIII веке музыкальная Испания оказалась в плену у итальянцев. В начале XIX столетия она была на поводу у венской классиче­ской школы. В сороковые годы того же столетия возрождению интереса в ис­панской народной музыке сильно содействовал Фрпнц Лист, а затем Михаил Глинка, написав­ший знаменитые увертюры на испанские темы. Новый подъем испанской на­циональной музыки относится уже к концу XIX столетия, примерно ко вто­рой половине восьмидесятых годов. Возродителем ее считается «испанский Вагнер» Фелипе Педрель, опубликовавший в 1890 году манифест «Рог nuestra musica», в котором он изложил свои взгляды на задачи ново-испанской музы­кальной школы. Фелипе Педрель рекомендовал своим соотечественникам обратиться к испанской вокальной и инструментальной музыке XVI и XVIII столетий и тем проникнутая духом подлинной народной испанской музыки.

Фелипе Педрель (1841 -1922) - превосходный знаток старинной испанской музыки (ему принадлежит критическое собрание старой испанской духовной музыки), является одним из самых плодовитых испанских оперных композиторов, который основывался преимущественно на народной песне. Наиболее его крупное произведение — оперная трилогия «Пиринеи». В ее по­строении сказывается несомненное влияние Вагнера, которого Фелипе Педрель убе­жденно пропагандировал на своей родине.

Испанская художественная музыка насквозь проникнута народной ме­лоликой и в этом отношении по типу своему ближе всего к русской. Обра­щенная лицом к народной песне, она сравнительно бедна инструментальными композиторами. В истории испанской музыки насчитывается не мало ма­стеров вокальной музыки, но в деле овладения симфоническими формами они до смешного беспомощны. Другой, приобретший известность за границей испанец Исаак Альбенис (1860—1909) блестящий пианист, начал свою ком­позиторскую деятельность банальными фортепианными пьесами на испанские народные мотивы и целым рядом опер, из которых только одна, «Пепита Хи­менес» (1897), поныне сохранила свое художественное значение и в 1923 году поставлена была в Париже. Эта одноактная опера относится к разряду так называемых «сарсуел», то есть легкой оперы со словесным диалогом, чрезвычайно популярных в Испании. В середине девяностых годов Исаак Альбенис пересе­лился во Францию, сблизился с кругом Клода Дебюсси и здесь написал свои лучшие произведения «Каталонию» — рапсодию для оркестра и «Иберию» (1908), сюиту двенадцати больших фортепианных пьес. Исаак Альбенис находился под влиянием Клода Дебюсси, но зато и сам сильно воздействовал на последнего. В его последних фортепианных пьесах чувствуются отголоски декоративного пианизма Листа. Его можно считать одним из первых импрессионистов в за­падно-европейской музыке.

Поколение испанских музыкантов, творивших после Фелипе Педреля, стре­милось овладеть во всей чистоте и подлинности инструментальной и вокаль­ной музыкой испанских крестьян, принимаемой за истое выражение обще­народной музыки. Здесь немалое влияние оказали на них приемы русской «могучей кучки», особенно Римского-Корсакова. С другой стороны, интересно отметить обилие испанских мотивов у русских композиторов: Глинки, Даргомыжского, Бородина, Римского-Корсакова, Глазунова. Эти русские влия­ния, например, очень заметны на симфонических произведениях Переса Казаса (род. 1873), одного из наиболее блестящих современных испанских ма­стеров оркестровой краски. Симфонический концерт из произведений испан­ской музыки устроен был А. Зилоти в 1912 году в Ленинграде.

 

 

 

 


ИСТОРИЯ МУЗЫКИ XIX - ХХ ВЕКА © 2019