ИТАЛЬЯНСКАЯ ШКОЛА

 

ИТАЛЬЯНСКАЯ ШКОЛА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА

 

Новое течение в итальянской музыке порывает с этой основной традицией итальянского искусства. В настоящее время в Италии совершается возрождение инструментальной музыки. Эпохой ее прежнего расцвета был XVIII век, когда творили Скарлатти, Боккерини, Вивальди и др. Это была эпоха классического концерта, зарождения сонаты и симфонии. Затем, в XIX веке, первенство в симфонической музыке перешло к немцам, создавшим про­изведения исключительной глубины и художественной мысли. Итальянская же| музыка оказалась во власти идеи романтической оперы (Верди и его школа) и лишь тогда, когда вполне развернувшаяся итальянская музыкальная драма XIX века исчерпала свои выразительные возможности, итальянские компози­торы, верившие в возрождение национальной школы, подернули на путь ин­струментального творчества, столь блестяще начатого итальянцами в XVIII веке и оставленного ими в девятнадцатом веке.

Пионерами в деле создания новой инструментальной музыки явились: Джузеппе Маргуччи (1856—1909) и Джовани Сгамбатти (1843—1914). Оба они находились под сильным влиянием немецкой романтиков, при чем Джовани Стамбатти примыкал к новой немецкой школе Листа, и первые его сочинения были изданы Шоттом, по рекомендации Вагнера. Успех он имел своими камерными произведениями, особенно фортепианным квартетом ор. 1 и струнным ор. 17., а также фортепианными произведениями. Для оркестра Джовани Сгамбатти писал ма­ло, во всяком случае ничего выдающегося (две симфонии, итальянская рап­содия и т. д.). Джузеппе Мартуччи же, напротив того, был силен в симфонической му­зыке (монументальные симфонии). В качестве дирижера он был убежденным пропагандистом Вагнера, и ему Италия обязана первой постановкой «Три­стана и Изольды» в Болонье.

До начала XX столетия итальянская инструментальная музыка нахо­дилась исключительно под немецким влиянием. В первое же десятилетие этого века туда начинают постепенно проникать новые веяния французские и рус­ские, отчасти благодаря личным посещениям Клода Дебюсси, Стравинского, а в по­следнее время Прокофьева. Как повсюду в Европе, так и в Италии наме­чается расслоение композиторов на неоклассиков и импрессионистов. Послед­ние вступают в ожесточенную борьбу с классическим (в расширенном по­нимании включая сюда, например, и Иоганнеса Брамса) уклоном итальянской инстру­ментальной музыке. Первые же стремятся преодолеть влияние немецкой ро­мантики путем возвращения к жизнеспособным традициям итальянского ин­струментальной) и вокального творчества XVII и XVIII веков.

Господство музыкального импрессионизма оказалось, впрочем, для Ита­лии недлительным. Еще незадолго до мировой войны здесь образовалась му­зыкальная группа «Авангард», поставившая себе целью выработку нового на­ционального искусства на основе следующих принципов: простота и кон­структивность письма, волевая концентрация музыкального выражения и осво­бождение от гнета программности. Участники этой группы отвергают му­зыку полутеней и настроений, как высший род искусства и требуют от нее ярких и определенных эмоций. Главнейшими представителями «Авангарда» являются Франческо Малипнеро (род. 1882), Альфредо Казелла (род. 1883) и Ильдербрандо Пиццети (род. 1880). Все трое относятся к поколению, до­стигшему творческой зрелости уже в послевоенную эпоху. Франческо Малипнеро — самый плодовитый мастер этой группы. Ему принадлежат: ряд симфонических произведений, из которых самыми замечательными считаются: «Pause dei silenzio» («Момент молчания») и «Variazioni senza tema» («Вари­ации без темы»), где варьируется таинственная тема, невысназываемая окон­чательно музыкально, и ряд вещей для театра: «Baruffe chiazzote», «Orfeo», «La Botega del Сaffe`» no Гольдони) и многое др., в том числе поставленные впервые и Париже «Sette canzoni», (т.-е. семь небольших симфонических пьес для во­площения в театре—1920). Мелодика Франческо Малипнеро имеет уклон к итальянской народной песне. В его инструментальном письме наблюдается тематическое однообразие (отсутствие контрастных тем), характерное для итальянцев XVIII века, но оно не лишено и отблесков французского импрессионизма (ор­кестровая краска, манера пользования голосом).

 

 

 

 

 


ИСТОРИЯ МУЗЫКИ XIX - ХХ ВЕКА © 2019