СКАНДИНАВСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ

 

ЭДВАРД ГРИГ

 

Значение творчества норвежского композитора Эдварда Грига для современной музыки до сих пор недоста­точно оценивалось в исторических трудах по западно-европейскому искус­ству. Отчасти это происходило потому, что, с одной стороны, чрезмерно подчеркивалась связь Эдварда Грига с немецкой романтической школой, а с другой, недо­статочно глубоко было понято его значение не столько в узко-национальном норвежском масштабе, сколько в общеевропейском. Чем больше выясняются! корни западного импрессионизма звуков, тем более мы убеждаемся, что ха­рактерные черты Григовского творчеста — гармоническая и мелодическая сво­бода письма, его обостренная чуткость к мимолетным настроениям, связь с на­родным мелосом, убежденность и простота новаторских приемов оказали сильнейшее влияние не только на скандинавское искусство, но в полной мере воздействовали на зарождение новых музыкальных течений в таких странах с яркими и самостоятельными музыкальными культурами, как Германия, Франция и Россия.

Норвежский композитор Эдвард Гагеруп Григ (род. 1843 в Бергене) был учеником лейпцигской консерватории, где занимался у знаменитых теоретиков Гауптмана и Рих­тера и у пианистов Мошелеса и Рейнеке. Лейпцигская выучка сказалась сильно на первых произведениях Эдварда Грига с отголосками, главным образом, Феликса Мендельсона и Роберта Шумана. В 1863 году он переселяется в Копенгаген, где испытывает не­которое влияние датских романтиков Нильса Гаде и Э. Гартмана. Здесь же в Копенгагене Эдвард Григ знакомится с молодым композитором Рихардом Нордраком (1842—1866), пламенным патриотом, автором норвежского гимна и не­большого количества оркестровых произведений. Под непосредственным воз­действием Нордраака, отличного знатока народной норвежской песни, Эдвард Григ обратился к изучению последней. «У меня как пелена спала с глаз», рассказы­вает впоследствии сам Эдвард Григ о своих совместных работах с Нордрааком, «я по­чувствовал своеобразие норвежской народной песни и вместе с тем свое собственное признание. Мы заключили наступательный союз на условный скан­динавизм в духе Феликса Мендельсона и Нильсе Гаде и восторжественно вступили на тот путь, где и сейчас находится скандинавская музыка». В 1871 году Эдвард Григ основал в Христиании музыкальное общество, которым руководил до 1880 года. В 1865 и 1870 году он посетил Рим, где сблизился с Листом. С 1880—1882 г.г. он жил в своем родном городе Бергене, а затем преимущественно в своем имении Тролдгауен, около Бергена, выезжая для концертных выступлений в Германию и Англию (Эдвард Григ был отличным пианистом). Он скончался в 1907 го­ду в Бергене.

Очень теплую характеристику норвежскому композитору Эдварду Григу дал в своем описании путешествия за границу в 1888 году П. Чайковский: «В то время, когда репетировалось трио Иоганнеса Брамса (во время посещения Чайковским Лейпцига), в комнату вошел очень маленького роста человек, средних лет, весьма тщедушной комплекции, с плечами очень неравномерной высоты, с высоко взбитыми белокурыми куд­рями на голове и очень редкой почти юношеской бородкой и усами. Черты лица этого человека, наружность которого почему-то сразу привлекла мою симпатию, не имеют ничего особенно выдающегося, ибо их нельзя назвать ни красивыми, ни неправильными; за то у него необыкновенно привлекательные средней величины голубые глаза неотразимо чарующего свойства, напоминаю­щие взгляд невинного прелестного ребенка. Я был до глубины души обрадован, когда, по пзаимном представлении нас одним другому, раскрылось, что носитель этой безотчетной для меня симпатичной внешности оказался музыкан­том. глубоко прочувствованные звуки которого давно уже покорили мое серд­це. То был Эдвард Григ, норвежский композитор, уже лет пятнадцать тому на­зад приобревший себе значительную популярность и у нас в России, и в стра­нах скандинавских, вместе с Иоганном Свендсеном, высоко чтимый и пользующийся гро­мадной знаменитостью. Я думаю, что не ошибусь, если скажу, что насколько Иоганнес Брамс, быть может незаслуженно и несправедливо, нелюбим среди русских музыкантов, настолько же Эдвард Григ сумел сразу и навсегда завоевать себе рус­ские сердца.

 

 

 


ИСТОРИЯ МУЗЫКИ XIX - ХХ ВЕКА © 2019