РИХАРД ВАГНЕР

 

ВИЛЬГЕЛЬМ-РИХАРД ВАГНЕР

 

Пятидесятые годы XIX столетия являются моментом зарождения современной классической музыки. От искусства предыдущей эпохи она резко отличается своим социально-организующим характером, своей установкой на массы. Музыкант в новую эпоху творит уже не для аудитории маленького концертного зала, а для народной массы, как таковой. Последняя становится сотворцом терновой художественного произведения, неотъемлемым участником в процессе его музыки, создания. Эту, так сказать, народническую теорию музыкального творчества, впервые осуществленную в бетховенских симфониях, последовательно и ярко защищал Рихард Вагнер в своих работах.

В эпоху, непосредственно последовавшую за кончиной Бетховена, только один крупный симфонист пошел по его стопам. То был Гектор Берлиоз, вспышкой своего таланта озарившим французскую музыку, но пока не оказавший на нее сильного влияния. Шопен, Шуман, Мендельсон были чужды героизму и силе бетховенской музыки. Первым, действительно гениальным музыкантом, у которого пафос революционного переживания нашел от­клик, был Рихард Вагнер. Несмотря на то, что творчество его ограничивалось музыкальной драмой, он был величайшим симфонистом второй половины XIX века. Сжатость музыкального выражения при богатстве средств вопло­щения наиболее показательна для его музыкального творчества. Последняя характерна также для всей современной музыки.

Вильгельм-Рихард Вагнер (1813—1883), современник Карла Маркса (1818—1883), был свидетелем трех революционных переворотов (1830, 1848, 1871 г.г.). Ни один из представителей западной музыки не был так тесно связан с политической жизнью своего времени, как он. Годы юности и тот период, когда в человеке пробуждается сознательное отношение к окру­жающему миру, у Рихарда Вагнера протекали под знаком пламенных увлечений радикальными идеями тридцатых и сороковых годов.

Вильгельм-Рихард Вагнер был сыном мелкого чиновника, воспитывался в мелко-буржуазной среде. Его мать в 1814 г., после кончины отца Рихарда, вышла замуж за актера и драматурга Людвига Гейера, человека разносторонне талантли­вого, оказавшего сильное влияние на развитие в ребенке склонности к театру. Три сестры Рихарда Вагнера и старший брат его были актерами, а сам Вильгельм-Рихард Вагнер уже шестилетним мальчиком познакомился с миром кулис. Можно сказать, что ни один из немецких драматургов, кроме Гете, не обладал таким большим сценическим опытом.

К музыке и творчеству Вильгельм-Рихард Вагнер пришел кружным путем. Великий немецкий композитор не был чудо-ребенком, подобно Моцарту, и не возбуждал никаких особенных надежд в отношении своего музыкального таланта. Четырнадцатилетним юношей Рихард Вагнер под впечатле­нием шекспировского Гамлета написал первое драматическое произведение трагедию «Лейбальд». Прирожденное влечение к музыкальному искусству сказалось немного позднее, когда  немецкий композитор на одном симфоническом концерте услыхал музыку Людвига ван Бетховена к опере «Эгмонт». Под сильным впечатлением этой композиции Вильгельм-Рихард Вагнер решил сочинить музыку к своей собственной траге­дии. Будущий немецкий композитор начал учиться музыке совершенно особенным образом, зачитываясь партитурами Людвига ван Бетховена. Для того, чтобы овладеть аппаратом большого ор­кестра, Вильгельм-Рихард Вагнер, без всякой теоретической подготовки, стал писать увер­тюры и симфонии. По вступлении в университет будущий немецкий композитор начал заниматься регу­лярно с ученым музыкантом и превосходным педагогом П. Вейнлигом (1780 — 1842). Эти занятия продолжались всего полгода, и за такой ничтожный срок Вильгельм-Рихард Вагнер приобрел отличное знание музыкальных форм. Быстрота усвоения композитором музыкальных знаний беспримерна в истории. Вильгельм-Рихард Вагнер так же, как Гектор Берлиоз и Франц Лист, видел в музыке средство выражения чувства, а не самоцель. Поэтому  Вильгельм-Рихард Вагнер пришел к музыке не путем изучения ее с исполнительской стороны, как большинство композиторов до и после него, а как поэт, ищущий в му­зыке эмоционального дополнения к слову. Первые оркестровые и фортепиан­ные произведения Рихарда Вагнера — фортепианная соната B-dur, op. 1, соната A-Dur, op. 4, полонез, op. 2, фантазия Fis-Moll, 4 увертюры В-Moll, D-Moll, C-Dur с фугой и «Полония» (дань его преклонения перед борцами с русским самодержавием, поляками), а также симфония C-Dur — не характерны для Рихарда Вагнера, музыкально малозначительны и содержат только случайные намеки на его будущее мастерство. С 1833 по 1839 г. Вильгельм-Рихард Вагнер скитается в качестве капельмейстера, в начале по северным германским городкам, Вюрцбургу, Вильгельм-Рихард Вагнер и Магдебургу, Кенигсбергу, а затем по России (Рига, Митава). Случайное сотрудничество за эти годы в одном из передовых журналов того времени сбли­зило Вагнера с кружком радикально настроенных немецких литераторов, во главе с Бурковым. Последний оказывал молодому Вагнеру поддержку. 

 

 

 


ИСТОРИЯ МУЗЫКИ XIX - ХХ ВЕКА © 2019