РИХАРД ШТРАУС

 

РИХАРД ШТРАУС

 

Признание Рихарда Штрауса — главный вопрос всей немецкой послевагнеровской музыки. Как Рихард Вагнер, так и Рихард Штраус принадлежат к «цен­тральным» натурам немецкой музыки. Подобно Рихарду Вагнеру. — он ха­рактернейшее явление немецкого национализма, и среда, его создавшая, была та же литературно-артистическая богема, пронизанная модными философ­скими течениями. Вагнер начал свою деятельность выходцем раннего роман­тизма (Феликса Мендельсона. Вебера). Рихард Штраус исходит от поздних романтиков (Иоганнеса Брамса, Листа). Он глубокий индивидуалист, как человек, который привык ве­рить в свою личную силу. В его творческой психологии много расчитанного на успех во что бы то ни стало, в нем есть и тот примитивизм чувства, кото­рый вообще характерен для немецкого воинствующего капитализма,но с другой стороны Рихард Штраус, как собирательное стекло, соединяет в себе лучи многоцвет­ного искусства своей родины, и как мастер исключительной творческой энер­гии создает из них великолепное красочное целое. Это композитор значительно более сложный и общественно более сильный, чем Иоганнес Брамс или Регер.

Рихард Штраус — одна из тех боевых натур, которая способна создать вокруг себя атмосферу яростных споров. О нем было написано, пожалуй, не меньше полемических статей, чем о Вагнере, и п этих спорах его имя то превозносится выше всякой меры, то, напротив того, осыпается такой бранью, какая не выпадала даже на долю многонсиытывшего в этом отношении. Р. Ваг­нера. Эти споры еще до сих пор не прекратились.

Самая полемика, бушуюшая вокруг произведений Рихарда Штрауса, свидетельствует о том, насколько они показательны для недавнего исторического эта­па немецкой музыки. В настоящий момент, когда пишутся эти строки, Рихард Штраус принадлежит уже музыкальной истории, и от него нельзя ждать резких пово­ротов творчества. Новейшая немецкая музыка пошла уже по иному руслу. Таким образом, историческая оценка Рихарда Штрауса сейчас не только возможна, но совершенно необходима для правильного представления о немецкой послеваг- неровской музыке.

Рихард Штраус родился 11 июня 1864 года в Мюнхене. Первые свои произведения написал в начале восьмидесятых годов. Все ранние веши Рихарда Штрауса написаны под сильным влиянием классико-романтической школы, в на­чале Феликса Мендельсона, потом Иоганнеса Брамса. Перелом в творчестве Рихарда Штрауса совершается в 1885 году под влиянием листианца А. Риттера. С последним он познакомился в Мейнингене, куда был он приглашен Гансом Бюловым на пост музнкдирек- тора. С этого момента Рихард Штраус становится приверженцем программной му­зыки о обогащает немецкую симфоническую литературу рядом симфониче­ских поэм: «Макбет» (первая редакция в 1887 году, вторая в 1891 году) «Дон-Жуан» (1888), «Смерть и просветление» (1889), а также оперой «Гун-трам» вагнеровского стиля (1892—1894). В 1894 году Рихард Штраус достигает пол­ной творческой зрелости и пишет свою лучшую симфоническую поэму «Тиль Эйленшпигель», за которой в 1896 году последовала «Так говорил Зарату­стра», в 1897—«Дон-Кихот» в 1898 г.—«Жизнь героя, в 1903 г.—«Домаш­няя симфония». Несколько позднее Рихард Штраус создает также наиболее яркие образцы своего музыкально-драматического таланта: в 1901 году .музыкаль­ную драму «Город без огня», с 1903—1905 г. «Саломею» (первая постановка в Дрездене в 1°05 году), с 1906—1908—«Электру» (первая постановка в 1909 году в Дрездене), с 1909—1910 г.—музыкальную комедию «Кавалер Розы» (первая постановка в Дрездене в 1911 г.), в 1911 г. сценическую музыку к пьесе Мольера «Мещанин во дворянстве» и интерлюдию к той же пьесе «Ари­адна в Наксосе» (первое исполнение в Штутгарте в 1912 г., новая редакция к 1917 году), в 1914 году — балет «Легенда о Иосифе» для русского сезона Дягилева (премьера в Париже в 1914 г.), с 1914—1915 г. — «Женщину без те­ни» (премьера в Вене 1919 г.), 1921—«Интермеццо» (первое исполнение в Дрездене в 1924 г.), в 1922 г. балет «Битые сливки» (премьера в Вене 1924 г.), в 1926 новая опера «Елена Египетская».

 

 

 


ИСТОРИЯ МУЗЫКИ XIX - ХХ ВЕКА © 2019