НЕМЕЦКИЕ КОМПОЗИТОРЫ XIX ВЕКА

 

НЕМЕЦКИЕ КОМПОЗИТОРЫ XIX ВЕКА

 

Творчество трех крупнейших немецких симфонистов, объединяемых настоящей главой, охватывает около пятидесяти лет. За эти пол века Германия и вместе с ней Австрия прошли необычайно быстрый путь экономического развития, приведший их на одно из первых мест среди так назы­ваемых «великих держав». Этот быстрый темп экономического развития сказался в одинаковой мере как в немецкой литературе, так и в музыкальном искусстве сменой художественных течений, отражавших различные ступени художественного самоощущения господствующих классов. Мы видели, как разгром революционных надежд немецкой интеллигенции привел зрелого Ваг­нера к созданию религии мечтательного идеализма. Это мечтательное,ъ романтическое настроение сильно владело передовыми немецкими музы­кантами, творившими во второй половине XIX столетия. Но одновременно с глубоко-романтичным явлением Вагнера в другой музыкальной области, им незатронутой, а именно в камерной и симфонической, зарождается другое могущественное течение, тоже нелишенное романтического привкуса и осложненное большим музыкально-культурным наследием прошлого, но в конечном счете преследующее иные художественные цели и характерные для совсем другой общественной установки. Когда-то передовой музыкант, Роберт Шуман, занявший в конце своей жизни консервативную позицию и холодно неодобрительно встретивший первые романтические оперы Вагнера, имел на него сильнейшее влияние. Ведь «романтика» сама по себе была явлением очень сложным и пестрым. С одинаковым правом мы можем назвать «роман­тиками» Вагнера и идеологически ему противоположного Иоганнесу Брамса. Пользо­ваться такой ненаучной терминологией весьма рисковано. В изумительной личности «романтика» Вагнера никогда не угасал пламенный народник, борец революционер, «романчик» же Иоганнес Брамс, не менее характерный для немецкой музыки второй половины XIX ст., никак не может быть причислен к числу гер­манских народников. Это типичный продукт высокой культуры. Он — му­зыкант, писавший для немногих, для высшего слоя буржуазной интеллиген­ции и знатоков, до сих пор чуждый широким массам, если исключить не­сколько популярных его произведений. Как ни усложнял философски свои музыкальные драмы Вагнер, он даже в «Тристане» не теряет обще­ственно-творческого захвата. Главной же предпосылкой Брамсовской музыки является путешествие публики с обостренным интересом к вопро­сам музыкально-технического порядка. К тому же кругу обращался в своих последних произведениях зрелый Роберт Шуман, композитор наиболее ему близкий. Для массового слушателя произведения, наиболее важные с точки зрения соб­ственной авторской оценки, всегда оставались непонятными.

Творил ли сам Иоганнес Брамс сознательно для такой аудитории, решить трудно. Характерным для Иоганнеса Брамса является отказ от всякой чувственной красоты ин­струментального колорита. Иоганнес Брамс, сочинивший свои четыре симфонии (1876 — 1886)после Вагнера в отношении техники инстументовкн возвращается к бетховенскому образцу. Иоганнес Брамс враг всякой «музыки-настроения» в со­знании своего великолепного полифонического письма. Он не боится ослож­нять изложение своих мыслей густым переплетом контрапунктирующих го­лосов. Его музыка «музыка мысли» глубокой и серьезной. Звукоформы его крайне пластичны при суровой сжатости мелодического содержания. Пожалуй, не совсем справедлив упрек Иоганнесу Брамсу в том, что он лишен был чув­ства оркестрового колорита. С первого взгляда его оркестровая музыка действительно даег впечатление однообразной звучности, но при ближайшем рассмотрении можно найти немало интересных красочных деталей, не­смотря на скупость Иоганнеса Брамса на яркие пятна.

Как и у всех очень крупных художников в творчестве Иоганнеса Брамса встреча­ются моменты, как будто противоречащие друг другу. Так же, как и Франка, его можно назвать сильнейшим бетховенистом XIX столетня, причем исход­ной точкой для Иоганнеса Брамса служит Бетховен последних квартетов. От него, а также от романтиков он заимствовал быстрое и многообразное разверты­вание в музыке психологических переживаний.

 

 

 

 


ИСТОРИЯ МУЗЫКИ XIX - ХХ ВЕКА © 2019