ФЕРЕНЦ ЛИСТ

 

ФЕРЕНЦ (ФРАНЦ) ЛИСТ

 

Обыкновенно Ференца (или Франца) Листа считают последователем Рихарда Вагнера и проводником его идей в музыкальной Европе. Второе верно, первое — нет. Ференц Лист, бывший на два года старше Рихарда Вагнера, имел уже крупное имя и был признанным вождем новой музыки тогда, когда Вагнер только начал завоевывать себе известность. Совершенно нищим скитался Рихард Вагнер по Парижу в поисках куска хлеба, в то время, как Франц Лист окружен был поклонением и блеском, и никто иной, как сам Рихард Вагнер, впоследствии столь много обязанный Францу Листу, писал в это время ядо­витые статьи об этом «спекулянте от искусства», каким он ему казался.

Рихард Вагнер знал тогда только виртуоза - Листа и не мог разглядеть за блестящей поверхностью этого явления глубокого музыкального смысла. Рихард Вагнер, увле­кавшийся девятой симфонией Бетховена, не понял того, что перед ним му­зыкант, родственный по характеру творцу девятой, человек необычайной пытливости ума, огромной воли, вносивший в свою виртуозную деятельность очень смелые новаторские приемы, настоящую жизненную энергию и ту сти­хийность музыкального выражения, которое настолько отличало бетховенские произведения от музыки его предшественников. Как Рихард Вагнер Ференц Лист был симфонистом широчайшего захвата. Это — талант прирожденного симфониста, то есть музыканта, творческое воображение которого раскаляется от сопро­тивления звукового материала его творчества. Он — явление очень слож­ное. В нем до крайности развиты черты городской культуры. Ференц Лист — это амальгама революционного Парижа и клерикального Рима, романтического Веймара и германского реализма конца XIX столетия. Своей сложностью он противоположен Рихарду Вагнеру, музыка которого обозначает собой полный разрыв с условностями европейского города во имя всенародности искусства для масс. Ту же установку на массы мы видим и у Ференца Листа в его симфонических произве­дениях последнего периода. Но шел он от внешнего виртуозного блеска, совершенно чуждого Вагнеру, медленно и уверенно к углублению своего музы­кального творчества, и листовская реформа симфонической музыки созда­лась столь же ограничено, была такой же исторической необходимостью, как идея музыкальной драмы Рихарда Вагнера. Вот почему эпоху, когда жили оба мастера, мы с полным правом можем назвать эпохой Вагнера-Листа. Обоих гениев также роднит огромное обаяние их личностей оказывавших сильное вли­яние на окружающий мир. Даже самый беглый обзор биографии Ференца Листа, как общественного деятеля, показывает его удивительно бескорыстное служение делу новой музыки. В борьбе за новое искусство он видел главный смысл своей жизни и в любой момент готов был отказаться от самого блестящего внеш­него положения, когда этого требовала борьба, непрерывно ведомая им в жизни. Как художественный деятель Франц Лист шире смотрел на свои задачи, чем Рихард Вагнер, и гораздо больше сделал для распространения музыкальной новизны, чем он. Ряд- национальных школ: немецкая, французская, русская, венгер­ская еще до недавнего времени очень многим обязаны были- музыкальной поддержке и авторитету Франца Листа. При этом музыкальный кругозор Франца Листа отли­чался необычайной широтой, он охотно оказывал поддержку композиторам не только близкого ему вагнеровского лагеря, но и артистам совершенно иных художественных убеждений. В этом сказывался известный эклектизм Франца Листа, впитавшего на протяжении шестидесятилетнего пути артиста разнообразные иногда противоречащие друг другу влияния и настойчиво приводившего их в стройное целое, объединенное его талантом.

Подобно Рихарду Вагнеру Ференц Лист был сыном мелкого служащего. Он родился 22-го октября 1811 года в Райдинге (Венгрия). Как Моцарт он был чудо-ребенком, но начальные шаги на его виртуозном пути ему давались не так легко, как его гениальному предшественнику. 

 

 

 


ИСТОРИЯ МУЗЫКИ XIX - ХХ ВЕКА © 2019