ВЕНСКАЯ ШКОЛА

 

ВЕНСКАЯ ШКОЛА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА

 

Вена, игравшая в течение целого столетия со времени Гайдна до сере­дины XIX столетия роль главнейшего музыкального центра в Европе, а за­тем оттесненная сильным развитием музыкального искусства в средней и се­верной Германии, в конце века вновь начинает отвоевывать свое прежнее положение. Тому способствует само географическое положение города ил водоразделе двух культур, итальянской и немецкой, и та значительная роль, которую играет в его жизни мелко-буржуазная интеллигенция, всегда склон­ная к новаторству, вплоть до полного разрыва с существующими традициями. Но вместе с тем, насыщенная музыкой венская интеллигенция, из среды которой вышли крупнейшие музыкальные таланты современности, сама по себе не склонна легко признавать их, предоставляя окончательную оценку их другим странам. Такова была судьба Гуго Вольфа, Антона Брукнера, Густава Малера; тот же путь к известности прошел и Арнольд Шенберг. Самый же тип венской жизни послед­него времени, беспокойный, полный стремлений уйти от тяжелой действи­тельности и еще более тяжелых перспектив, создает условия благоприятные для роста тех исво-романтических течений, которые под видом нового искус­ства выражения (экспрессионизма) обозначают новый возврат к мистиче­скому, неясному, подсознательному, к упразднению самого понятия музы­кальной темы и мелодии, связанных с самым представлением о логике звуков.

Отсутствие главного критерия в отношении музыки, мелодического развития, является характерным и для сильнейшего представителя современ­ного музыкального экспрессионизма венского композитора /рнольда Арнольд Шенберга. Нельзя, впрочем, утверждать, что у Арнольд Шенберга отсутствуют мелодиче­ские черты. Напротив того, лаже при первом знакомстве с острыми изломами звуковых контуров его композиций чувствуется, что его мелос — результат огромной изобретательности и большого напряжения творческой воли. Но прежнее представление о мелодии, как самостоятельной линии, отделимой от гармонического содержания музыки и возможной в одноголосном исполнении, у Арнольд Шенберга совершенно исчезает. Потоки мелоса движутся и его му­зыке непрерывной сменой и совершенно невозможно уловить, куда ведет нас творческая фантазия композитора.

Арнольд Шенберг (род. в 1874 г.), в сущности говоря, не получил си­стематического музыкального образования. Музыку он начал сочинять очень рано, но при крайне строгой самокритике опубликовал сравнительно не­много (всего 26 опъных названий). В своей музыкальной деятельности этот композитор, пользующийся огромным влиянием на современное поколение му­зыкантов, не занимал каких-либо руководящих постов. После многих лет тя­желой нужды, он в начале девятисотых годов был дирижером известного в свое время музыкального кабарэ Вольцогена, потом по рекомендации Рихарда Штрауса преподавателем консерватории в Берлине, затем в 1910 г. по­лучил разрешение объявить свободный курс композиции при Венской Музы­кальной Академии, одновременно с этим руководил хором венского союза рабочих металлистов. С 1911—1914 год Арнольд Шенберг вновь переселяется в Бер­лин, занимаясь исключительно частными уроками, ас 1914 года он жил в дач­ной местности Медлинг, близ Вены, выезжая оттуда лишь для концертных поездок в различные города Европы. В 1912 году он, по приглашению А. Зи­лоти, дирижировал двумя симфоническими концертами в Петербурге. В 1925 г., после кончины Феруччио Бузони, Арнольд Шенберг приглашен был руководить классом компо­зиторского мастерства в Берлинской Высшей Музыкальной Школе.

Арнольд Шенберг принадлежит к числу самых сложных композито­ров современности, и исполнение его произведений, по собственному его признанию, неизменно сопровождалось бурными протестами слушателей. Это обстоятельство создало ему ореол мученика за новое искусство, но вместе с тем сплотило вокруг последнего группу молодых энтузиастов из числа его учеников. Способность же музыки Арнольда Шенберга постоянно вызывать протесты или, как он сам выражается, «скандалы», объясняется главным образом край­ней жесткостью, терпкостью его музыкального языка. Музыка Арнольда шенберга, осно­ванная на каких-то окончательно еще неосознанных законах построения, требует а на античного ознакомления с отдельными слагающими ее элемен­тами: мелосом, гармонией и ритмикой.

 

 

 


ИСТОРИЯ МУЗЫКИ XIX - ХХ ВЕКА © 2019