НЕМЕЦКАЯ ШКОЛА XIX ВЕКА

 

НЕМЕЦКАЯ ШКОЛА XIX ВЕКА

  

Немецкая песенная стихия шире всего развернулась в эпоху романтизма. Тем, чем Бетховен был для симфонической музыки, тем же (пожалуй, даже в большей мере в смысле непосредственного влияния и предвосхищения позднейших форм романса) для современного немецкого романса является Франц Шуберт. Лишь после него романс приобрел свои характерные черты и самостоятельное художественное содержание. Шубертовский романс, прин­ципиально противоположный итальянизму того времени, имел явно народниче­скую установку, мелодику родственную австрийской (немецко-венгерской) песне. Шуберт, вместе с тем. оказался первым настоящим поэтом звука, ис­толкователем эмоционального содержания стихотворения, положенного в ос­нову романса. Необычайная смелость модуляционных и гармонических обо­ротов и удивительная ритмическая гибкость позволяли ему подходить к самым разнообразным темам. Еще по настоящее время нет автора с более ши­роким захватом разнообразных настроений, чем Шуберт. Шубертовскую линию продолжал, как мы уже говорили, и Роберт Шуман, значительно углубивший сферу романтических оторванных от реальной жизни настроений. Дальнейшее развитие приводит нас к Адольфу Иенсену (1837—1879), автору чрезвычайно обогатившему гармонический мир немецкого романса, и Иоганнесу Брамсу. Последний скорее примыкает к Шуберту, чем к Роберту Шуману. Как у Шуберта, и у него мы встречаем также смешанную немецко-венгерскую мелодию; большое коли­чество Брамсовских романсов написаны в простейшей куплетной форме. Гармонический стиль Иоганнеса Брамса тоже близок шубертовскому, если исключить характерные Брамсовские задержания и его склонность ритмически ослож­нять простую народную мелодию. Далее к Шуберту, также, как и в своих сим­фониях, примыкает Густав Малер (им написаны около сорока романсов). И у него мы встречаем попытку приблизиться к простейшему народному диатониче­скому напеву и плясовому ритму, правда, не в такой убедительной форме, как у его гениального предшественника.

«Величайший немецкий лирик послевагнеровского периода», как его обыкновенно именуют, Гуго Вольф отвел немецко-австримскую песенность в иное русло. Гуго Вольф (1860—1903), прошедший страдальческий жизнен­ный путь, напоминающий судьбу Шуберта, и мало признанный при жизни, был камерно-эстрадным композитором. Его романсы рассчитаны на высококвали­фицированных слушателей и специально подготовленных певцов. Оба — пре­дел немецкого песенно-декламационного стиля, и и этом отношении непосредственно примыкает, с одной стороны, к своему кумиру Вагнеру, а с другой, в сфере утонченного камерного письма, к нелюбимому им Иоганнесу Брамсу. У Гуго Вольфа, в противоположность Шуберту, господствует не большая мелодиче­ская линия, а культ деталей, оттенков, звукописи. Для фортепианного акком- паннмента он пользуется вагнеровскими лейтмотивными приемами для «сим­фонического» истолкования текста. Гуго Вольф совершенно свободен от подра­жания народной мелодике. Создавая свои вокальные миниатюры, гибко прис­пособляющиеся к тексту он совершенно избегает симметричной строфиче­ской формы. В области же вокальной миниатюры Гуго Вольф — мастер совершенно исключительный, остроумный, изобретательный с необычайным вкусом. Характерным для него является подчинение звука—слову, вокальной мелодии— инструментальному сопровождению. Художественное единство его романсов исходит от их мотивно-симфонического построения. Голос приобретает у него большую декламационную самостоятельность как в мелодическом, так и в ритмическом отношении, опираясь на гибкую симфоническую ткань акком- нанимента.

Если, однако, внимательно присмотреться к лирике Гуго Вольфа, то при всем восхищении им надо признать, что особенно много нового в смысле гармонии, ритмики его романсы не дают. Гармонически Гуго Вольф ближе всего к Листу, и нападки на его экстравагантность и жесткость его письма объясняются, гл. образом тем, что до Гуго Вольфа не было еще принято пользоваться в романсах всеми новейшими техническими достижениями для музыкального истолкования тек­ста.

 

 

 


ИСТОРИЯ МУЗЫКИ XIX - ХХ ВЕКА © 2019