КОНЦЕРТНАЯ ЖИЗНЬ

 

КОНЦЕРТНАЯ ЖИЗНЬ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА

 

Характерной чертой концертной жизни второй половины XIX века является ее более широкий охват, по сравнению с предыдущим периодом. Пре­обладание в первой половине XIX века хорошей и доступной камерной музыки, предназначаемой для исполнения в домашнем кругу и доступной сред­нему любителю, в конце века вытесняется технически более сложной, требую­щей большего искуса. При усилении музыки, как художественно образовательного фактора, преобладающее значение получают профессионалы. Вместе с тем, по мере общей концентрации капитала, наблюдается и капитализация музыкального искусства. Легкость сообщения, рост армии профессиональных музыкантов и, вследствие этого, обостренная борьба за существование между ними, ведет к чрезвычайно быстрому обороту исполнительских сил в обще­европейском масштабе. До грандиозных размеров расширяется реклама, и устройство концертов переходит в руки торговых предпринимателей, обла­дающих необходимыми для этого денежными средствами. Еще в тридцатых или в сороковых годах артист, устраивая, преимущественно в частных домах, свои концерты, расчитывал, главным образом, на поддержку меценатов, — любителей искусства, готовых поддержать его материально. Во второй же половине 19 века, после больших поездок Листа первого виртуоза современного стиля — представление о богатом покровителе начинает исче­зать и заменяется понятием агента-скупщика артистического труда, торгую­щего им по всем правилам капиталистической наживы. Устройство концертов становится делом сравнительно немногочисленных крупных агентств, так-как отдельному артисту уже не под силу брать на себя риск своих выступлений в больших городах. Материальный успех концерта зависит теперь в значи­тельной мере от рекламы, поглощающей все более и более крупные денеж­ные средства. Капиталист-предприниматель, эксплоатнрующий художествен­ный труд, часто пользуется для сбыта недоброкачественным товаром, в ре­зультате чего уровень концертного исполнения, при быстром росте техники, начинает заметно понижаться к концу рассматриваемого нами периода.  

Иначе дело обстоит в области симфонической музыки и музыкальной драмы. Самое понятие «симфонизма», в значительно большей мере организую­щего массовое музыкальное сознание, чем сольная виртуозного типа му­зыка, создает вокруг этой отрасли более глубокую организацию обществен­ного внимания. Большинство крупных европейских городов располагает от­дельными оркестрами, потомками любительских начала века, когда игра на отдельных инструментах, не только струнных, но и духовых, вообще го­воря, была больше развита, чем впоследствии. Устройство симфонических концертов лишь в самое последнее время, и то, в сравнительно незначительной мере, становится предметом капиталистической эксплоатации. В силу своего громоздкого исполнительского аппарата они были предприятиями, по существу своему, бездоходными. Средства же для ведения дела получались, главным образом, благодаря поддержке правительственных и городских учреждений, а отчасти благодаря системе абонементных концертов, при котором изве­стный материальный риск ложился на публику. В истории вырождающейся европейской буржуазии приверженность к симфонической музыке представ­ляет одну из отрадных страниц. К концу века мы наблюдаем и некоторый серьезный уклон в сторону проведения симфонической музыки в широкие мас­сы, сначала путем снижения входной платы для рабочих и учащихся (Париж, Берлин, Вена), а затем и организацией самостоятельных оркестров с проле­тарским составом исполнителей. Очень важное значение имело учреждение хоровых обществ и кружков, широчайшей сетью раскинувшихся по всей сред­ней Европе и Англии. Особо надо отметить очень важное «юношеское дви­жение» в Германии. Эти хоровые любительские организации на Западе почти совершенно заменяли собою профессиональные. Большой художественной законченности достигли некоторые рабочие хоровые организации (например, хоровое общество венского союза рабочих-металлистов).

 

 

 

 


ИСТОРИЯ МУЗЫКИ XIX - ХХ ВЕКА © 2019