ГОЛЛАНДСКАЯ И БЕЛЬГИЙСКАЯ ШКОЛА

 

ГОЛЛАНДСКАЯ И БЕЛЬГИЙСКАЯ ШКОЛА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА

 

Если при рассмотрении английской музыки мы неоднократно указывали на сильную зависимость от немецкого и французского искусства, то это еще в большей мере можно сказать о голландской художественной музыке. Гол­ландия — страна крупного накопляющегося капитала в своей музыке оказа­лась ближе всего к той германской школе, державшейся крепких спокойных классических форм. Руководящие голландские композиторы середины 19 сто­летия, так же, как и англичане, вышли из лейпцигской Мендельсонсвской шко­лы. Это были Иоганн Ферхульст (1816 — 1891), личный друг Феликса Мендельсона и Роберта Шумана, Рихард Холь (1825—1904), Густав-Адольф Гейнце (1820 — 1904) и Вильям Николаи (1820 — 1896). В семидесятых и восьмидесятых годах начи­нает замечаться определенное влияние Вагнера, против чего с ожесточением боролись композиторы вышеназванной группы, особенно Ферхульст. Несмо­тря на то, что маленькая Голландия, так же, как и Англия не располагает своей национальной оперой, влияние это росло и ширилось. Наиболее крупным представителем этого нового направления и, пожалуй, самым выдающимся ком­позитором страны является Альфонс Дипенброк (1862 — 1921), очень культур­ный музыкант, одинаково близкий как немецким, так и французским модер­нистам. Характерным для Альфонса Дипенброка является наличие в его творчестве боль­шого количества «сценической» музыки к различным драмам. Ему же принадлежит ряд вокальных композиций на голландские тексты. Национально­голландский характер, главным образом, проявляющийся в преобладании жи­вописного начала, еще более сказывается у двух других голландских симфони­стов современности: Бернарда Цвеерса (род. 1854) и Корнелиуса Доппера (род. 1870). Последнему принадлежат семь симфоний, из коих некоторые носят ол печаток живописного жанра типа живописи Яна Стейна и Исаака Остаде. Од­ним из главнейших достоинств его музыки является сочное пользование народ­ными мелодиями, что обращает отдельные части его симфонии п аналогов брук перовских скерцо. Наиболее удачной из его вещей, довольно часто играемых и за пределами Голландии, является «Готическая чаконна» на интересную восьмиконтактную тему. КорнелиусДоппер имеет большие заслуги, как редактор старо-голландских классиков. Из других немногочисленных композиторов, приобревших некоторую популярность и заграницей, можно назвать Юлиуса Рентгена (род. 1855) интимного друга Эдварда Грига и Иоганнеса Брамса — автора многочисленных камерных и симфонических композиций, Дирка Шеффера (род. 1874), также автора хорошей камерной музыки, Иоганна Ваагенара (род. 1862), композитора, примыкающего в своих юмористических операх (у него — несомненно выраженный комедийный талант) к Рихарду Штраусу, Яна Бранд-Брюис (род. 1868), имевшего некоторый успех в Германии своими операми-гротесками: «Портной из Шенау» (1916) и «Человек на луне» (1922), и знаменитого дири­жера Виллема Менгельберга (род. 1871) — преимущественно симфонические вещи.   

В кругу современных «эмоционалистов звуков»» (так правильнее всего, по нашему мнению, назвать последнее устремление западно-европейской му­зыки) мы встречаем также несколько голландских имен: Виллем Пейпер (1894). начавший симфониями в стиле Густава Малера, а затем перешедший к атональ­ной музыке, Генри ван Гудевёр (род. 1898), приближающийся по своей манере письма к французской «шестерке» и Эмиль Эндховен (род. 1903), о котором много говорят в германской печати.    

Если Голландия — страна торгового капитала — экономически и поли­тически тяготеет к Германии, промышленная Бельгия — ближе к французской культуре. В музыкальном же отношении до последнего времени происходила заметная борьба между немецкой и французской ориентацией.

 

 

 


ИСТОРИЯ МУЗЫКИ XIX - ХХ ВЕКА © 2019