ФРАНЦУЗСКИЙ ИМПРЕССИОНИЗМ

 

ФРАНЦУЗСКИЙ ИМПРЕССИОНИЗМ КОНЦА XIX НАЧАЛО XX ВЕКА

 

Во Франции, с начала семидесятых годов, после грандиозных социаль­ных потрясений, неудачной войны и зарева Парижской Коммуны, наступает полная переоценка в области художественной литературы и музыки. Наме­чается сильная реакция против музыкального академизма, социально опи­равшегося на крупные буржуазные круги, а художественно сильно завися­щего от немецких образцов. В среде буржуазной интеллигенции обостряется жажда своего, непохожего на остальную западно-европейскую музыку ис­кусства звуков. Сразу же после прусского разгрома в Париже, как мы уже говорили, было основано общество национального возрождения фран­цузской музыки, во главе которого стал такой авторитетный мастер, как Сезарь Франк. Рассматривать возникшее при таком положении дел новое направление французского музыкального «импрессионизма» (самое название взято по аналогии с живописью) было бы неправильно. Помимо чисто обще­ственных причин и национального подъема здесь сыграли еше роль особые условия — отсутствие камерной литературы, чрезмерное развитие француз­ской оперы, поглотившей в эпоху Наполеона III, огромные средства и совершенно вытеснявшей всяким интерес к иным видам французского музы­кального творчества. Необходимо принять во внимание и развитие симво­лизма в французской литературе, где музыкальные элементы начинают иг­рать все более и более значительную роль. Первый по времени автор, у которого мы наблюдаем вполне сознательно проведенный отказ от всякой «оперности» — Эрик Сати (1866—1925). Эрик Сати — композитор, почти неизвестный за пределами своей родины, был художником очень острой му­зыкальной интуиции, еще в середине восьмидесятых годов понявший, что лейт-мотивная техника Рихарда Вагнера — прием отмирающего романтического ис­кусства. В 1886 году он написал очень интересную сценическую музыку к пьесе Пеледана «Звездные дети», в которой дал очень интересный образец драматической музыки с полным отсутствием лейтмотивизма. Недостаточная музыкальная подготовка Эрика Сати (он в 45 лет был еше учеником д`Энди) помешала ему, при всей остроте его гармонического ощущения, создать что-либо художественно значительное. Его творчество, имеющее несомненно прин­ципиальное значение для развития новейшей французской музыки ограничилось лишь небольшими фортепианными вещами, отчасти юмористического характера и симфонической драмой «Сократ» (1918) на текст платоновского диалога. Кроме того творчеству Эрика Сати принадлежат еще балет «Парад», написанный для Дягилева (1913). У Эрика Сати мы впервые встречаем, с одной стороны, попытку возврата к четким формам французского танца 17 и 18 веков, а с другой, крайнюю свободу гармонического мышления, характерную для Клода Дебюсси и его школы.

Клод Дебюсси — композитор-властитель дум не только Франции конца 19 и начала 20 столетия, но почти всех музыкальных стран этого периода. Трудно найти на всем протяжении французского искусства этих годов художника, который острее выразил бы галльскую культуру вкуса, в ее типичных чер­тах при полном отсутствии этнографичности. Идеологически Клод Дебюсси отразил обостренный индивидуализм верхов французской интеллигенции. Его музыка и творчество — явление, подобное литературному символизму, то есть движению, пытавшемуся овладеть миром подсознательного и заключить его в художе­ственный образ.

Клод-Ашиль Дебюсси род. 22 августа 1862 года, вблизи Парижа. Один­надцати лет он вступил н парижскую консерваторию, где был учеником Лавиньяка Мармонтеля и Гиро, а впоследствии Массне. В 1884 году ом получил -командировку в Рим за кантату «Балованное дитя». В Италии, где он про­был четыре года, Клод Дебюсси пишет свои первые оркестровые произведения «Весна», своеобразно гармонической структуры, а также хоровое произве­дение с оркестром «Дева-избранница» (1887) и уничтоженную впоследствии фантазию для фортепиано и оркестра. Все эти произведения были недруже­любно встречены пославшей его в Италию консерваторией и не удостоились обычного в таких случаях публичного исполнения. Еще определеннее твор­ческая личность Клода Дебюсси проявилась в его романсах на слова поэта-символиста Верлена (1888). К концу восьмидесятых годов относится ознако­мление Клода Дебюсси с «Борисом Годуновым» Мусоргского, возымевшим на него сильнейшее влияние, а в 1890 году он совершает путешествие в Байрейт. 

 

 

 


ИСТОРИЯ МУЗЫКИ XIX - ХХ ВЕКА © 2019