ФРАНЦУЗСКАЯ ШКОЛА

 

ФРАНЦУЗСКАЯ ШКОЛА XIX СТОЛЕТИЯ

 

 

В области оперного творчества Франция, игравшая в конце тридцатых Влияние годов руководящую роль в Европе, не смогла удержаться на этой высоте. Очень крупная фигура Мейербера и его сильная личность оказала подавля­ющее действие на его современников, а другой крупный музыкант Гектор Берлиоз, который мог бы оказаться обновителем французской оперы, не был доста­точно оценен своими современниками. Это явление легко объяснимо анализом той социальной среды, в которой развивалась французская опера. Обществен­ные отношения примерно около 1850 года во Франции были очень сложны. Французская буржуазия находилась в процессе крупного накопления. С дру­гой стороны, в общественной жизни играл роль слой радикальной интеллигенции и давало себя знать нарастающее пролетарское движение. В литературе выступали такие яркие реалистические таланты, как Бальзак, романы которого являются зеркалом тогдашней Франции. В музыке начала пяти­десятых годов заметно притупление интереса к пышно-зрелищной опере и к патетическому стилю. Уже недалеко было то время, когда вместо пыш­ных исторических маскарадов французы станут искать в опере изображения повседневных радостей и страданий, когда оперный театр перестанет быть местом общественных встреч и выставкой блестящих туалетов и к оперному зрелищу станут предъявлять требования глубокого психологическго проникно­вения. Это неизбежное для всего европейского театра развитие совершилось во Франции гораздо медленнее, чем в современной Германии. Французская опера работала на гораздо больший потребительский рынок, чем многочислен­ные придворные немецкие театры, и в Париже, этом мировом художественном рынке, гораздо трезвее и проще считались с тем, что могло бы иметь широкий успех у денежной публики. С другой стороны, в период империи колеблющийся авторитет власти усиленно поддерживался пышными зрелищами, к тому же живой темперамент французов требовал от такого общедоступного зрелища как опера, живых темпов, зажигательной романтики и легко запоминающихся мелодий. Таким образом, французская опера второй половине XIX столетия оказалась во власти самых разнообразных течений, влияний и направлений: зрелищного и монументального Мейербера, жизнера­достного Россини, остро-красочного Гектора Берлиоза, реалиста Верди (эпохи пяти­десятых годов: «Травиата»), психологически углубленного Рихарда Вагнера, а в са­мое последнее время русской оперы. При такой пестроте влияний француз­ская опера, в сущности говоря, до исхода XIX столетия не подвергалась глубо­кой реформе. Французские музыканты предпочитали идти по традиционным путям, воспринимая те или иные технические приемы других национальных школ. Этим и объясняется то огромное распространение, какое получили наи­более типичные образцы французского оперного производства в европейских странах, и та устойчивость, которая еще поныне сохраняется в репер­туарах опер.

в XIX столетии в Париже существовали два типа оперных театров: «Большая Опера», существующая с середины XVII столетия, и «Комическая Опера». Первая является ареной больших зрелищных представлений и до сих пор еще сохраняет свой мейерберовский характер, вторая же, напротив, является оплотом более новой музыки и имеет необычайно пестрый репер­туар, отчасти из классической оперы-буфф, а отчасти из произведений са­мых новейших авторов, вплоть до Дебюсси и Равеля. Существование двух оперных сцен сыграло в том отношении благоприятную роль, что расслоило оперное творчество в отношении установки на определенный круг слушате­лей и известную сценическую обстановку (грандиозная сцена «Большой Опе­ры» и более интимные рамки «Оперы-комик»). Последнее обстоятельство немало содействовало развитию чисто театральных понятий у французских оперных композиторов.

 

 

 


ИСТОРИЯ МУЗЫКИ XIX - ХХ ВЕКА © 2019