АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА

 

АНГЛИЙСКАЯ  ШКОЛА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА

 

Попытка писать историю английской музыки встречает значительное затруднение в том, что с 1695 года (дата кончины «британского Орфея» Персоля) до последней четверти 19 века английская музыка не дала, в сущ­ности говоря, ничего художественно самостоятельного и значительного. Им­позантный Гендел, охотно признаваемый Англией национальным композитором,— международный гений, в творчестве которого немецкие, италь­янские и английские элементы спаялись в единое целое. Итальянская и немец­кая музыка во второй половине XVIII и почти на всем протяжении XIX ст. не­прерывно действовали на музыкальное сознание англичан. Лондон сделался за период экономического преобладания над другими европейскими» государ­ствами международным притягательным центром для музыкальной продукции других стран. Музыкально Англия жила исключительно ввозом, и первые творческие ее попытки были настолько не самостоятельны, что совершенно маскировались под немецкую музыку. С другой стороны, именно в Англии с середины XIX столетия образовались наиболее могущественные и устойчивые симфонические организации, что не могло в конце концов не дать импульс симфоническому творчеству местных композиторов. Хуже обстояло с оперным делом. До 1914 года ни одно английское оперное предприятие не пользовалось поддержкой государства или общественных организаций. В течение всего XIX столетия в Лондоне ежегодно бывали гастроли первоначально итальянской, а затем, примерно, с девяностых годов, немецкой и французской опер, при чем певцы были исключительно иностранцы.

Борьба за новое самостоятельное музыкальное искусство в Англии и освобождение его от иностранного влияния началась в конце девяностых годов прошлого столетия и связана с оксфордским университетом, где в это время музыкальное искусство преподавал крупный английский музыкальный дея­тель Чарльс Пэрри (1848—1918), автор многочисленных камерных сочинений, больших хоровых произведений и пяти симфоний (ЧарльсПэрри является одним из крупнейших музыкальных историков Англии). Чарльс Пэрри вместе с профессором кэмбриджского университета сэром Стенфордом (род. 1852), гак же чрезвычайно плодовитым композитором, писавшим под сильным влиянием Роберта Шумана и Иоганнеса Брамса, с большой энергией начал работать над пробуждением английского музыкального сознания и утверждением музыки, равноправно с поэзией своей родины.

Чарльс Пэрри и Стенфорд создали школу, основывавшуюся на немецких роман­тических традициях (у Чарльса Пэрри замечается так же уклон в сторону Баха, и бла­годаря его настойчивой пропаганде теперь Гендель оттеснен на второй план английской музыкально-общественной жизни). Обоих, однако, сильно при­влекала английская народная песня и такая национально английская фор­ма, как баллада. Стенфорд — ирландец по происхождению — обильно поль­зуется ирландскими мелодиями в своих симфониях и рапсодиях. Крайний империалист по своим воззрениям, что отразилось на ряде патриотических песен им сочиненных, Стенфорд в этом противоположен Чарльсу Пэрри, который счи­тал себя демократом и социалистом. Характерным для обоих, как и вообще для всей английской музыки даже последнего времени, является крайняя за­медленность мыслительного процесса, точно преодолевающего огромные внеш­ние затруднения. 

Современниками и музыкальными единомышленниками Чарльса Пэрри и Стен­форда являются Александр Мекензи (род. 1847), шотландец до происхождению, писавший преимущественно для хора, автор двух опер и четырех оперетт, в своем творчестве использовавший шотландские мотивы, Фредерик Коуэн (род. 1852), композитор староромантического склада, автор четырех опер, большого количества кантат, около трехсот романсов, шести снмфоннй, Генри Дэвис (род. 1869) — хоровая симфоническая и камерная музыка консерватив­ного типа, популярная еще поныне среди музыкально отсталой части англий­ской публики и Эдвард Эльгар (род. 1857). Из них наиболее крупным ком­позитором европейского масштаба является последний. Наиболее силен он в области симфонической музыки — концертные увертюры, симфонические вариации, оркестровые сюиты. В области хоровой композиции и оратории он сух и академичен.

 

 

 

 


ИСТОРИЯ МУЗЫКИ XIX - ХХ ВЕКА © 2019