АМЕРИКАНСКАЯ ШКОЛА

 

АМЕРИКАНСКАЯ  ШКОЛА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА

 

Америка до недавнего времени не принимаясь в расчет, как самостоятельная музыкальная страна. Колониальная зависимость от Англии ска­залась сильно в ее музыке, и до середины XIX столетия музыкальное развитие северо-американских штатов шло параллельно с Англией. На дальнейшее раз­витие американской музыки оказали влияние два момента: во-первых, все растущая экономическая мошь американского капитализма, денежные из­бытки страны, привлекшие туда лучших европейских виртуозов и компози­торов, а во-вторых, постепенная «экзотизация» американской музыки. Северо-Американские Штаты, как известно, включает и свой племенной состав большое количество арфиканцев (негры), а также остатки индейских народностей. Музыкальные элементы африканской песни, особенно плясок, стали привлекать во второй половине XIX столетия, как американских ком­позиторов, так и тех из европейцев, которые стремились воссоздать картину американской жизни. Таким образом, своеобразие американской музыки стало восприниматься сквозь налет негритянского мелодического примитива. Интерес к негритянской музыке стал сказываться особенно сильно после войны за освобождение негров от рабства. Первым американским композитором, занявшимся собиранием и обработкой негритянских несен был Стефен Фёстср (1826 — 1864), написавший целый ряд романсов в народно-негри­тянском духе, приобретших популярность и вне пределов Америки. Надо за­метить, что американские негры очень одарены музыкально, и так называе­мые «негритянские гимны» — традиционное пение негров-рабов — представляют очень большой интерес, как музыкальный, так и этнологический. Некоторые, однакож, из этих негритянских мелодий не народного происхождения, а за­имствованы у того же Фёстера и других. Все же известной особенности, как применение синкопы и плясовых мелодий, еще поныне ошибочно принима­ются за характерные выражения «американизма» в музыке.

Некоторое подобие американской школы представляет так называемая «бостонская» группа композиторов, связанная с ново-английской консерва­торией в Бостоне. Главой этой школы можно считать Джона Пэна (1839— 1906) композитора и историка (он был профессором гарвардского универ­ситета), много писавшего с хорошей техникой. Теперешний директор той же консерватории — Джордж Уайтфилд Чедуик (род. 1854), автор большого числа симфонических и камерных произведений и его ученик Горацио Паркер (1863—1919) могут считаться представителями строго классического направления в амери­канской музыке. По стилю своему музыка Джона Пэна не выходит за формальные пределы немецкой литературы семидесятых и восьмидесятых годов. В том же духе сочиняет весьма ценимый в Америке Артюр Бёрд (род. 1856) и жен­щина композитор Бинч (род. 1867). Интереснее и самостоятельнее произве­дения Эдуарда Мак-Дауэля (1861—1908), ирландца по происхождению, учив­шегося у музыкальных представителей южной Америки (Хуан Бьютрего, Те­резы Кареньо (1853—1917), знаменитой пианистки). У Мак-Дауэля были несомненные задатки оригинального родственного Эдварду Григу таланта, которому мешала развернуться некоторая сухость и неподвижность гармонического письма. К его лучшим вещам принадлежат небольшие поэтические Шуманов­ского типа фортепианные циклы, четыре фортепианные сонаты, фортепиан­ный концерт — часто играемые и за пределами Америки, а также две оркестро­вые сюиты на индейские мотивы, обработанные с хорошим вкусом.

Таковы наиболее важные представители северо-американской школы. Мы обошли молчанием ряд популярных в Америке имен композиторов, боль­шей частью немцев-иммиграитов, занявших прочное положение в американ­ской музыкальной жизни, начиная с середины прошлого столетия, когда после подавления революции 49 года сюда нахлынула масса эмигрантов интеллиген­тов, принесших собой и музыкальные вкусы музыкальной Германии сороко­вых годов. Отсюда и смешанный характер северо-американской музыки прош­лого столетия, с одной стороны, тяготеющего к классическим устойчивым не­мецким музыкальным формам, а с другой — к неспокойным ритмам негритян­ского пляса. Что же касается Южных Штатов, то они музыкально ориентиро­вались преимущественно на итало-испанское искусство. Здесь трудно пока назвать какие-либо крупные имена. Луи Моро Готшалк (1829—1869), фран­цуз из Нью-Орлеана, которого обыкновенно считают выдающимся представителем юга, едва возвышается над уровнем пошлой салонной музыки с не­большим экзотическим оттенком. Он, собственно говоря, и по времени свое­го творчества не входит в рамки настоящего тома. 

 

 

 

 


ИСТОРИЯ МУЗЫКИ XIX - ХХ ВЕКА © 2019